Одно из первых детищ завода – «Ракета» - катер на подводных крыльях (снимок слева). «Ракета» могла перевезти 58 пассажиров и развивала скорость 58 км.в час. В 60-х годах «Ракеты» ходили по Москва-реке и Неве. В те годы, если в газете или в журнале появлялись снимки московского кремля, Эрмитажа или Петропавловской крепости, то на их фоне обязательно мчалась «Ракета».
В конце 60-х к «Ракете» добавилась более вместительная «Комета» (снимок справа). Она брала на борт уже 118 человек.
А в конце 70-х на смену «Ракете» пришёл более совершенный «Восход2» (71 пассажир, 60 км.в час).
Куда подевались сейчас все эти корабли остаётся загадкой? Известно, что суда на воздушной подушке, построенные на заводе «Море», до сих пор успешно работают в Голландии, а также в Германии, Греции и на Кубе. Общее количество судов на подводных крыльях изготовленных на заводе «Море» составляет 40% среди судов подобного типа, построенных в мире.
В конце 80-х был спущен на воду единственный экземпляр морского газотурбохода на подводных крыльях «Циклон». Это судно вмещало уже 250 пассажиров на 2-х палубах и развивало скорость около 80 км.в час.
Как рассказывают работники завода, с которыми мне удалось поговорить, судно было довольно комфортабельным и скоростным. Из Феодосии в Ялту корабль шёл всего около полутора часов! Если бы в настоящее время судно такого класса курсировало бы между Феодосией и Ялтой, или, например, Керчью и Феодосией, оно было бы очень востребовано и пользовалось бы большой популярностью. За полтора часа в Ялту! Это же сказка! В то время как сухопутным транспортом добраться из Феодосии в Ялту можно не менее чем за 3,5 -4 часа. Морем же можно путешествовать с комфортом, со свежим морским ветерком, а также с изумительными видами всего крымского побережья!
Что мешает осуществлению этого супер рентабельного бизнес проекта? Есть завод, который пока ещё, вероятно, сможет построить такие корабли! Есть масса туристов, которые мечтают о скоростных морских путешествиях! Есть сказочные крымские города со своими причалами, портами, которые ждут гостей! Что же мешает? Политика? Приграничные запреты? Дефицит предпринимателей? Просто удивительно! Тихоходные катера и теплоходики, которые курсируют по акватории феодосийского залива, переполнены. Даже в советское время, когда не было предпринимательства, была масса морских круизов, которые соединяли города Крыма между собой, а также с Одессой, Мариуполем, Новороссийском и др…
Суда на подводных крыльях были изобретены в Советском Союзе. Во всём мире их по праву называют "русскими". Все они были сконструированы в Нижегородском КБ судов на подводных крыльях гениальным русским изобретателем Ростиславом Евгеньевичем Алексеевым. Им же были изобретены экранопланы.
Историческая справка
Завод «Море» был построен в 1938 году возле небольшого сёла «Дальние Камыши» и рыбацкого посёлка «Кафуз». Вначале носил название «Южная точка». Оба поселения вблизи завода были объединены в посёлок городского типа «Приморский». Основной профиль завода — производство скоростных кораблей и судов из лёгких сплавов, — был определён в 1947 году. Основное назначение – военное судостроение. Позднее завод становится основным производителем судов на подводных крыльях (СПК). В 1970 году на заводе «Море» начинается строительство кораблей на воздушной подушке (КВП).
С середины 1980-х годов строятся десантные КВП амфибийного типа «Зубр».
Скоростной амфибийный корабль класса «Зубр» предназначен для осуществления высадки десанта на любом побережье и его дальнейшей огневой поддержки. Способен переправлять грузы весом до 150 тонн, в том числе три танка и 140 (по другим данным 500) человек десантной группы. Может передвигаться со скоростью около 120 км/ч по воде, льду, земле и преодолевать различные препятствия высотой 1,5 метра. Вооружение - 2 артустановки калибром 30 мм модели АК-630М, 2 ракетные пусковые установки калибром 140 мм модели МС-227, 2 переносные ракетные установки "Игла".
Кроме СССР подобные суда строились только в Австралии, Англии, Новой Зеландии, Канаде и США.
В России в настоящий момент действуют два таких корабля на Балтике.
В 2002 году завод «Море»изготовил «Зубр» для ВМФ Греции.
В 2010 году Украина заключила контракт с Китаем на поставку 2-х кораблей «Зубр» и продажу технической документации на корабль. «Рособоронэкспорт» заявил тогда, что продажа Украиной Китаю документации на корабль незаконна и нарушает интеллектуальную собственность России, поскольку проект был разработан петербургским ЦМКБ «Алмаз».
В 2011 году произошла авария на заводе.
Авария на заводе Море в 2011 году (по материалам военного обозрения http://topwar.ru/)
Компания «Укрспецэкспорт» заключила крайне выгодный контракт с Китаем на поставку кораблей типа «Зубр». Для выполнения заказа был выбран феодосийский завод «Море». Необходимо заметить, 52-метровый цех завода «Море» по-настоящему уникален. Эту огромную по масштабам сборочную площадку обслуживали 2 специальных мостовых крана, грузоподъемность каждого из которых составляла 50 тонн. Они совместно поднимали корабль на воздушной подушке, вес которого составляет 95 тонн.
На протяжении последних десятилетий производственная база под Феодосией была похожа на голую, выжженную землю. Завод стоял без заказов, с его территории украли все, что только смогли демонтировать. Разобрали даже подъездную железнодорожную ветку. На заработки в Россию уехали лучшие инженерные и рабочие кадры.
Но в конце осени 2010 года все резко изменилось. На заводе «Море» начала кипеть работа, для китайцев заложены два корабля на воздушной подушке. Самое главное в этой истории то, что в соответствии с заключенным контрактом китайцы получали в свое распоряжение уникальную техническую документацию.
Один из заказанных по контракту кораблей уже был в стадии готовности, когда произошло ЧП, перевернувшее все с ног на голову. Как сообщили в МЧС АР Крым: «При перемещении корпуса корабля двумя мостовыми кранами случилось разрушение и последующее падение одного из них». На сегодняшний день это вся официальная информация с завода «Море», но есть данные, полученные от самих рабочих завода. Согласно их утверждению, кран-балки начали работать не одновременно, и конструкция упала из-за возникшего перегруза. В то же время принять или опровергнуть данную версию сложно. Машинист крана, женщина 60 лет, погибла под обломками. Всю свою жизнь она проработала на предприятии сварщиком и лишь недавно переучилась на крановщика. Кроме крановщицы, погиб пожилой сборщик судовых корпусов, которому лопнувший трос снес череп. 38-летний рабочий доставлен в больницу со сломанными ногами, и еще несколько человек получили незначительные увечья.
Подобная трагедия на феодосийской судостроительной компании «Море» произошла впервые. Главная беда заключается в том, что во время падения крана произошла значительная деформация несущих конструкций главного корпуса цеха. Если рассматривать цех снаружи, то он вроде бы цел, но при внутреннем осмотре становится понятно, что он непригоден для дальнейшей эксплуатации. По сути, это крах уникального производства.
В 2012 году завод всё таки изготовил один «Зубр» и передал его Китаю. Техническая документация также была передана Китаю. В настоящее время в Китае проходят дополнительные испытания корабля на воздушной подушке, собранного на феодосийском заводе. И дальнейшая работа "Моря" будет зависеть от результата этих испытаний. Думается, что китайцы под любым предлогом (а авария на заводе таковым является) откажутся от оставшегося корабля и начнут собственное производство
Испытания новых кораблей и катеров. Снимки сделаны с балкона Приморского дворика в 2012 году.
Альбэрт Двориков